Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детско-юношеского туризма "КОСМОС" г. Челябинска    ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
 

Статья Жигарева О.Л. "Структура организации и проведения соревнований по спортивному туризму в группе спортивных дисциплин «маршрут»"

СКАЧАТЬ

Развитие спортивного туризма в первую очередь зависит от активной деятельности всех туристов в общественной всероссийской организации под названием: Федерация спортивного туризма России, а во вторую, от направляющей и организующей роли Президиума ФСТР на федеральном уровне и Руководителей региональных Федераций и отделений спортивного туризма России на местном.
Надеюсь, что никто не выражает сомнение в том, что ведущей группой спортивных дисциплин должна быть именно группа спортивных дисциплин «маршрут». Но для этого, чтобы именно маршруты заняли своё достойное место в системе спорта, нам необходимо разработать и внедрить (построить) стройную систему соревнований муниципального, регионального, окружного (зонального) и всероссийского статуса с учётом последних нормативных документов в системе спорта, в том числе, и с учётом Проекта разрядных требований по спортивному туризму, опубликованному на официальном сайте ФСТР. Изучая, предложенный на утверждение Проект разрядных требований МИНСПОРТу РФ напрашивается следующий вариант:
Муниципальный статус – соревнования среди маршрутов 1-2 категории сложности (к.с.), где возможно выполнение 3 и 2 спортивного разряда.
Региональный статус – соревнования среди маршрутов 3 к.с., где возможно выполнение 1 спортивного разряда.
Окружной (зональный) статус – соревнования среди маршрутов 4 к.с, где возможно выполнить норматив спортивного разряда КМС (набор баллов для спортивного звания мастера спорта).
Всероссийский статус – соревнования среди маршрутов 5 к.с., где в основном и происходит выполнение норматива МС (набор баллов).
Международный статус – соревнования среди маршрутов 4-6 к.с., учитывая национальные системы классификации.
При этом необходимо отказаться от проведения в одном соревновании среди туристских групп прошедших маршруты различных к.с. для обеспечения равных соревновательных условий.
Успешность реализации этой системы на муниципальном и региональном этапах соревнований зависит от уровня развития спортивного туризма в регионе и самое главное от действий руководящего звена в каждом субъекте Российской Федерации. Для этого необходимо в каждом субъекте РФ и в каждом муниципальном  образовании включать в официальные календарные планы соревнования по группе спортивных дисциплин «маршрут». В каждом муниципальном образовании и в регионе в целом разные виды маршрутов имеют неодинаковое развитие, поэтому необходимо проводить среди самых развитых, учитывая требования ЕВСК (не менее 8 групп). Практически в каждом Субъекте РФ имеется в наличии маршрутно-квалификационная комиссия (МКК), в которой и должна быть сосредоточена работа по планированию, организации и проведении различных соревнований по группе спортивных дисциплин «маршрут»: чемпионатов, кубков и первенств, как региона, так и муниципальных образований.
Организация соревнований окружного статуса (чемпионатов и первенств) полностью зависит от совместной организационной работы руководителей федераций регионов и председателей МКК входящих в состав округа. Для этого необходимо определить в каждом округе на базе одной из МКК – окружную или несколько МКК – зональные МКК, которые и будут ответственны за проведение чемпионатов и первенств окружного статуса. Именно окружные соревнования должны стать площадкой для выявления лучших групп прошедших спортивные маршруты 4 к.с. и выполнения нормативов спортивного разряда КМС (не менее 8 групп). Проведение окружных соревнований требует включение в Единый календарный план (ЕКП) МИНСПОРТа РФ, а значит и согласованных действий на уровне руководства ФСТР и ЦМКК с руководителями федераций и председателями МКК регионов. В настоящий момент организуются и проводятся соревнования окружного статуса в ЦФО, ПФО и УФО, ДВФО и СФО, а так же в г. Москва среди маршрутов 3-6 к.с. Проведение окружных чемпионатов только среди маршрутов 4 к.с. позволит увеличить количество участвующих в окружных, так как обеспечиваются равные соревновательные условия, а так же в чемпионате России среди маршрутов 5 к.с. Вполне возможно этого решение позволит успешно развиваться и региональным соревнованиям, где будут проводиться соревнования только среди маршрутов  3 к.с.
Положительным итогом реорганизации системы соревнований станет повышение качества и количества участвующих в соревнованиях всероссийского статуса: чемпионата России, кубка России и других всероссийских соревнований, в которых будут принимать участие только маршруты 5 к.с. Это обеспечит как приток участвующих групп, так и соблюдение равных соревновательных условий и как следствие развитие всей системы соревнований. Маршрутному комитету ФСТР необходимо в своей работе прислушиваться к мнению нижестоящих окружных структур, в лице МКК. Понятно, что чемпионат России – главное соревнование года и поэтому именно на его проведении необходимо сосредоточить все усилия, а проведение других соревнований всероссийского статуса организовывать в разных формах и в зависимости от развития его отдельных видов.
При этом существует ещё один вид всероссийских и окружных соревнований: первенство России и первенство округа, которые не вписываются в рамки предложенной системы.  Как показывает практика проведения подобных соревнований, а в них участвуют спортсмены (юниоры и юниорки) имеющие возраст 16-21 год, первенства проводятся в основной своей массе среди маршрутов 1-2 к.с. При этом для участия в первенстве допускались в незначительном количестве маршруты 3-4 к.с., которые имели значительное преимущество при подведении итогов. Поэтому имеет смысл, в настоящее время, ограничить сложность маршрутов участвующих в первенствах 1-2 к.с., а другим (3-4 к.с.) рекомендовать участие в чемпионатах регионального и окружного статуса. Возможно, есть и другие варианты решения проблемы, которые необходимо предложить и обсудить. При этом надо согласовать все варианты с Проектом разрядных требований на 2014-2017 годы и возрастными ограничениями, что является одним из основных причин сдерживающих развитие спортивного туризма, т.к. исполнение этих основополагающих документов фактически исключают возможности  выполнение разрядных нормативов вплоть до КМС для возрастной юниорской группы, являющейся основной для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ).
Проведение международных соревнований находиться в компетенции руководства Международной Федерации спортивного туризма. Кроме того, требования к участникам устанавливается соответствующим Положением. При этом необходимо учитывать, что участие в официальных международных соревнованиях в составе сборной команды РФ предполагает в начале формирование этой сборной в соответствии с утверждёнными критериями. Наверное, в неё должны входить все спортсмены РФ, имеющие опыт прохождения маршрутов 6 к.с., а так же перспективные (запасные) спортсмены, которые имеют опыт прохождения двух-трёх маршрутов 5 к.с.
В заключение необходимо отметить, что отсутствие нормативных документов по спортивному туризму соответствующих требованиям МИНСПОРТа РФ, затягивание решений вопросов развития спортивного туризма в современных условиях, отсутствие согласия среди руководства ФСТР и лидерами регионов РФ невозможно на достойном уровне развитие спортивного туризма как равноправного вида спорта.